Санкт-Петербург,
Краснопутиловская ул., д.14
показать на карте
(812) 648-23-53

c 9:00 до 21:00 ежедневно

 

Восстановление речи после инсульта и травм

16 февраля 2015

Серьезные поражения головного мозга, такие как инсульт и черепно-мозговая травма, часто приводят к развитию афазии – речевых нарушений, проявляющихся утратой способности говорить и воспринимать речь окружающиех. Около половины всех случаев инсультов заканчивается подобными расстройствами, лишающими больного человека нормального общения и отрицательно сказывающимися на его психике и адекватном восприятии окружающего мира.


В отличие от восстановления двигательных функций после инсульта и травм, восстановление речевой функции – длительный процесс, начинать который необходимо сразу же после стабилизации состояния больного. Ранее начало восстановительной терапии является основным условием успешной реабилитации речи и возвращения к нормальной жизни.

Максимально интенсивно восстановление происходит в течение первого года с момента повреждения речевых центров мозга, после чего процесс все больше замедляется, до тех пор, пока человек не приспособится к приобретенным нарушениям. Продолжительность реабилитации до восстановления возможности больного снова контактировать с окружающими может занять от нескольких недель или месяцев до нескольких лет, однако в некоторых случаях речь так и остается затрудненной и ограниченной.

Главную роль в процессе восстановления речи взрослого человке играет квалифицированный логопед-афазилог, практикующий методики восстановления уже сформировавшейся речи после ее нарушений или полной потери.

Единого рецепта восстановления речи после инсульта или травмы не существует, поскольку каждый случай афазии по своему уникален. Программа занятий всегда формируется индивидуально в зависимости от тяжести и специфики нарушения, формы афазии, общего состояния здоровья больного, его возраста и личностных особенностей. Особого подхода требуют пожилые люди, которые могут среагировать на начало занятий негативно.

Роль близких в восстановлении речи


Чрезвычайно важное значение в успешной речевой реабилитации имеют окружающие больного люди – друзья и родственники, с которыми он проводит большую часть времени. От их знаний, внимательности, понимания, терпения и участия в процессе во многом зависит успешность проводимой реабилитации.

Больные афазией очень остро переживают свою невозможность общаться, и от близких требуется создание благоприятствующей восстановлению атмосферы.

Важно поддерживать в больном оптимистический настрой и веру в выздоровление. Необходимо с максимальным терпением и пониманием относится к прогрессу в занятиях и поощрять малейшие успехи. И наоборот, стоит избегать грубого исправления ошибок во время занятий, а также проявления раздражительности и разочарования, в том числе в мимике и жестах.

Не рекомендуется перебивать или торопить больного, которому для выражения своих мыслей требуется больше времени, чем здоровому.

После каждого занятия больной должен чувствовать, что чего-то добился. В противном случае у него может пропасть вера в себя и стремление к восстановлению, он может отказаться от занятий и замкнуться в себе.

Речевая изоляция является крайне неблагоприятной для больного с афазией, поскольку сильно тормозит восстановление речи, а также вынуждает больного чувствовать себя забытым, ненужным, обузой. Нужно как можно больше разговаривать с больным, вовлекать его в беседы, задавать простые конкретные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», побуждать и поддерживать его собственные попытки выражения мыслей разными способами.

Окружающим больного следует говорить неторопливо, спокойно, сохраняя обычный стиль общения со взрослым здоровым человеком, используя простые, короткие предложения и при необходимости повторяя ключевые слова и фразы. Кроме того, не стоит повышать голос, ведь афазия – не глухота, а больные с афазией, как правило, очень чувствительны к шуму. По этой же причине нежелательно, чтобы к больному обращались сразу несколько человек одновременно.

С разрешения логопеда-афазиолога возможно самостоятельное оказание логопедической помощи – выполнение простых упражнений по восстановлению речи, произношение названий предметов, счет, чтение вслух, пересказ прочитанного. Однако самостоятельные занятия должны проводиться исключительно в соответствии с подобранной логопедом-афазиологом методикой и под его периодическим контролем. Это поможет избежать излишней для больного речевой нагрузки или слишком сложных упражнений, которые способны разрушить его оптимизм.

В восстановлении утраченной после инсульта и травм речи важны как профессиональная помощь, так и поддержка окружающих. Но только при наличии собственного стремления к выздоровлению у больного и совместных усилий можно добиться успеха в лечении этого речевого расстройства.

< назад к списку

Бесплатная консультация врача по телефону

 
 
 
 
* - поля обязательные для заполнения
Яндекс.Метрика